В далеком 1972 году были созданы первые ходовые прототипы легендарного российского внедорожника, а в 1975 году было принято официальное решение о постановке автомобиля на конвейер. А 5 апреля 1977 года, начался серийный выпуск внедорожника ВАЗ-2121 «Нива».

Разработкой модели занимались главный конструктор Владимир Соловьев, ведущий конструктор Пётр Прусов (он скончался 19 марта 2017 года, за несколько дней до 40-летнего юбилея своего детища), дизайнер Валерий Семушкин, ведущий испытатель Вадим Котляров и другие специалисты завода. Результатом их работы стал новый для мирового автопрома тип машины — лёгкого внедорожника с несущим кузовом, независимой передней подвеской, постоянным полным приводом. Об этом пишет сетевое издание Wroom.ru.

За прошедшие годы было создано множество модификаций «Нивы» — удлинённые и пятидверные варианты, пикапы, болотоходы, автомобили специального назначения. В 1993 году была проведена масштабная модернизация модели, а в середине двухтысячных годов планировалось завершить выпуск «Нивы» в связи с запуском производства внедорожника Chevrolet Niva. Однако спрос на старую модель был достаточно высок, и внедорожник остался на конвейере, правда, уже под именем «Лада 4×4». В 2009 году автомобиль модернизировали ещё раз, но и в дальнейшем в конструкцию машины продолжали вносить улучшения.

За сорок два года лет было выпущено более 2,5 миллионов экземпляров модели, из них более полумиллиона машин были отправлены на экспорт в другие страны.

В свое время, в странах Европы, куда советские автомобили экспортировались большими партиями, "Нива" убила почти весь рынок в нише дешёвых полноприводных автомобилей. Немецкие и французские фермеры, бельгийские полицейские, голландские и испанские экстренные службы покупали советские внедорожники, которые в Европе продавались существенно дешевле, чем внутри страны.

Как сообщает Life, несмотря на ироничное отношение к "русскому танку на колёсах", машина по-прежнему пользуется спросом не только в России, но и за пределами страны. Подогреть интерес публики смогли и маркетологи "АвтоВАЗа" — в марте 2019 года был представлен концепт автомобиля LADA 4х4 VISION, который, согласно описанию, "органично смотрится и в потоке машин, движущихся по городским джунглям, и при преодолении глубоких бродов и форсировании лесных и горных массивов".

Немецкий журнал Stern отметил, что если для концепта Lada 4х4 Vision сохранят такую же низкую цену, как и у предшественника, то автомобилю гарантирован успех. Стоит напомнить, что всего в Европе было продано не менее 600 тыс. автомобилей "Нива". Это значит, что если "АвтоВАЗ" сможет вписаться в рынок и предложить хороший продукт за вменяемые деньги — триумф гарантирован.

Это объясняется тем, что 9 из 10 немцев рассматривают Lada 4x4 в качестве следующего автомобиля вместо Suzuki Jimmy и Skoda Yeti, которые даже в базовой комлектации дороже "Нивы" почти на половину, а по проходимости с нею по-прежнему не каждый кроссовер может поспорить.